Что такое турбояма двигателя?
Говоря о турбояме либо «турбо-лаге», стоит отметить, что речь ведётся об ощущениях во время вождения транспортного средства, которое оснащается силовой установкой с турбонаддувом.
Фото: «CAR.RU»
Данный эффект проявляется на авто с дизельными, а также бензиновыми двигателями. Эксперты решили разобраться, о чём именно идёт речь и как бороться с «турбо-лагом».
Автомобильная турбина состоит из пары специальных крыльчаток, которые закреплены на общем надёжном валу. Они находятся внутри отдельных камер. Эти элементы максимально герметично разделены между собой. Одна из таких крыльчаток вращается благодаря поступающим на неё выхлопным газам. Вторая является жёстко связанной с ней. Вследствие этого она тоже начинает вращение, захватывая свежий поток воздуха и подавая его непосредственно в цилиндры моторов.
Турбина способна раскручиваться до значения более 150 тыс. об/мин. С увеличением количества подаваемых выхлопных газов к крыльчатке, повышаются обороты. В итоге нагнетается большее количество воздуха. Для ограничения набора оборотов, проводится установка перепускного клапана, сбрасывающего часть давления всех отработанных газов. Таким образом мотор спасается от так называемого «разноса».
Однако имеет место существенный недостаток. Когда авто едет с небольшой скоростью, двигатель функционирует на небольших оборотах. При возникновении надобности обгона, автомобилист резко выжимает «гашетку», однако, ничего не происходит. Речь идёт о «турбояме», вызванной задержкой турбонагнетателя. В этом случае горючее поступает в мотор, но не успевает сгореть, чтобы раскрутить крыльчатку турбины. Турбо-лаг силового агрегата может занимать до нескольких секунд. Речь ведётся о задержке мощности в случае резкого выжимания «гашетки».
Турбояма автомобиля представляет собой своеобразный «провал» в случае набора оборотов мотора по причине инерции турбины. Водитель «даёт газу», а автомобиль не способен сразу ускориться. В итоге наблюдается скачок в разгоне. Этот эффект можно наблюдать на дизельных и бензиновых турбированных установках.
Для избавления от «турбоямы» мотора, не следует осуществлять поиск замены турбины. Можно уменьшить эффект, изменив работу двигателя. Для этого прибегают к чип-тюнингу машины. Специалистами меняются настройки в БУ и задают нужные параметры. В итоге турболаг мотора исчезает не в полной мере. Он просто заметно уменьшается.
Второй более эффективный и менее затратный способ заключается в установке пауербокса. Его подключают к датчику топлива и изменяют режим работы моторы. Это зависит от поступающих сигналов. Использование пауербокса уменьшает расходы горючего, и обеспечивает осуществление настройки устройства непосредственно под определённые задачи.
В завершении стоит отметить, что проблема с эффектом турбоямы была решена инженерами при помощи использования турбины с изменяющейся геометрией либо применения механических турбокомпрессоров или компрессоров для аккумулирования воздушного потока.