Автоспорт

Где родился автоспорт: самый суровый полигон в мире

Рассматривая тему о ДВС, нельзя не затронуть одну сферу, без которой не могла бы развиваться автомобильная промышленность. Она оказывает большое влияние на создание машин и сегодня. Речь идет об автоспорте – области, в которой были задействованы самые талантливые инженеры и механики. Многие технические решения, которые сегодня можно встретить на дорогах общего пользования, зарождались в области автоспорта.

История автомобильного спорта гораздо длиннее, чем история автопрома. Индустрия сформировалась уже тогда, когда только начали появляться задумки для массовой сборки. На гонку Париж – Руан был заявлен список “самоходных транспортных средств”. Именно это мероприятие считается первым в истории соревнованием с участием автомобилей. Но если рассмотреть историю более глубоко, можно отметить, что в 1867 году в Манчестере проводились соревнования “повозок”.

Гонка Париж – Руан действительно оказалась раскрученной и более популярной. Было подано более 100 заявок на участие, из них 39 планировали представить автомобили с ДВС. В заезде принимали участие представители разных классов. Некоторые машины не могли быть охарактеризованы по определенным признакам, поэтому их выделили в отдельную категорию “Другие”. Допустили к гонке только 14 автомобилей с ДВС и 7 с паровыми моторами.

 

Самым быстрым был паромобиль Альбера де Диона, который продемонстрировал среднюю скорость 17 км/час. Но победу присудили не ему, а бензиновому Пежо и Панар-Левассор. Самые первые гонки ставили одну цель – справиться с дистанцией и проверить надежность конструкции. Все последующие с развитием перенесли курс – можно было продемонстрировать превосходство собственного транспорта. Совершенствовали шасси и увеличивали мощность силовых агрегатов.

В 1912 году Peugeot поставил на соревнования автомобиль L76. Он оснащался мотором на 7.6 литра, производительность которого составляла 175 л.с. Это был первый в мире автомобиль, который получил 2 распредвала в верхней части. На каждом цилиндре было установлено по 4 клапана. Это именно та схема газораспределения, которая сейчас получила широкое распространение – DOHC.

Итальянцы из FIAT предложили мотор, производительностью 200 л.с. с объемом 14.1 литра. Каждая команда демонстрировала собственные разработки, которые не подводились под единую классификацию. Процессы стандартизации оказались неизбежны, даже в автоспорте. Тогда началось формирование гоночных серий, где устанавливались единые требования.

С 1906 года взяла начало история гонок “Гран-При”, которые через много лет превратились в более масштабную “Формулу-1”. Тогда же должны были родиться единые правила, а пока они были просты – экипаж состоял из пилота и механика, обслуживание и ремонт проводился только их силами. Самый первый Гран-При состоялся во Франции, на трассе возле города Ле-Ман.

На данный момент соревнования на этом кольце считаются одними из самых престижных.

Европа и Америка выбрали иную линию развития автомобильного спорта. Акцент сделали на максимальное удобство для зрителей – гонки проходили по замкнутому овалу, где за всем наблюдали зрители. В Европе популярность, напротив, обрели линейные гонки, пробеги между городами.

Развитие автоспорта активно шло до 1940 годов. Использовали более мощные моторы, работали над конструкцией, но в дело вмешалась Вторая Мировая Война. После ее завершения развитие автоспорта продвигалось более решительно. Уже в 1946 году озвучили правила “Формулы-А”. С 1947 года они переросли в “Формулу-1”. В основу новой серии легли технические требования из Италии.

В 1961 году сферу автоспорта снова начали “душить” – рабочий объем моторов понизили до 1.5 литра, компрессоры убрали, как и наддув. Новая эпоха, из которой чемпионат вышел более привлекательным, изначально была встречены без энтузиазма. Команды налаживали общение с поставщиками, но в 1966 году пришлось делать это заново – моторы на 1.5 литра разрешили оснащать нагнетателями, а объем атмосферников увеличили до 3 литров. Мощность сразу выросла до 500 л.с.

Новый регламент подразумевал использование оригинальных конструкций – роторно-поршневых и газотурбинных. К 1986 году мощность повысили до 1300 л.с. В 1987 году решили ограничить давление воздуха в целях обеспечения безопасности. Тогда никто не мог подумать, что всего через несколько лет эпохе турбо в “Формуле-1” будет положен конец.

После этого наступила эра высоких оборотов. Объем атмосферников ограничили до 3.5 литра. Ограничения по оборотам вводились еще несколько лет. В 2014 году в “Формулу-1” снова ввели турбины.

Что касается гоночных трасс, за время существования автоспорта испытывалось большое количество полигонов. Все они отличались по расположению, протяженности, особенностям рельефа. Наиболее экстремальные условия наблюдаются в ралли-рейдах. В такой категории широкую известность получил “Дакар”.

Но есть и немало других примеров – Кубок мира, Africa Eco Race и даже “Шелковый путь”. Сложность и опасность ралли-рейдов заключается в том, что соревнования проводятся в условиях жары, пыли и высокой нагрузки. Скорости на таких участках не столь высоки, но есть и другие, не менее важные параметры. Команды должны готовить машину так, чтобы она справлялась с нагрузками в условиях тяжелого грунта. Моторы должны выдавать крутящий момент в большом диапазоне.

Итог. История автоспорта берет свое начало в 19 веке. Самые первые гонки предполагали демонстрацию надежности и средней скорости. В дальнейшем сфера развивалась, а люди находили новые участки для гонок.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»